Классическая система очистки стоков представляет собой комплексные промышленные сооружения, необратимо изменяющие облик ландшафта и оказывающие собственное воздействие на природную среду. В случае аварийной ситуации может произойти утечка химических реагентов, а в процессе работы очистного комплекса всегда образуются опасные отходы, которые необходимо утилизировать в установленном порядке.

Как показала практика, хорошую перспективу имеют очистные сооружения в виде фильтрационных бассейнов, которые естественным образом вписываются в природный ландшафт, не требуют эти сооружения фундаментов и других индустриальных конструкций из чуждых природе материалов.

Проведенные исследование показали высокую эффективность для очистки поверхностных сточных вод с автодорог систем, использующих природные материалы – габионы, шунгит и цеолит. Экспериментальная технология очистки сточных вод с поверхности автодорог в фильтрационных бассейнах с применением природных сорбентов разработана в 1990-х годах.

Предлагаемая технология была реализована в нескольких проектах, показавших высокую эффективность очистки сточных вод от нефтепродуктов, взвешенных веществ и тяжелых металлов.

Искусственно сооруженный фильтрационный бассейн имитирует естественные процессы очищения воды в природе. Движение воды в очистном сооружении происходит самотеком, за счет перепада уровней, и не требует применения насосного оборудования. Процессы очищения воды осуществляются

  • механическими (за счет сил гравитации и инерции),
  • физико-химическими (адсорбция), и
  • биологическими методами (живыми организмами на поверхности каменных конструкций).

Химические методы очистки не используются, а значит — нет необходимости организовывать оборот опасных реагентов во избежание аварийных ситуаций и утечек.

Принцип действия системы следующий: с поверхности автодороги или моста дождевая вода собирается в водосборных лотках и затем самотеком поступает в первичный отстойник гравитационной очистки. Здесь происходит отделение крупных фракций взвешенных веществ и пленки нефтепродуктов. Затем вода переливом поступает в фильтрационный бассейн, где просачивается сквозь слой сорбирующего материала и очищается от основной массы нефтепродуктов, взвешенных веществ и тяжелых металлов. Прошедшая очистку в фильтрационном бассейне сточная вода сбрасывается в природный водоем.

Механический осадок из отстойников, мусор и нефтяная пленка собираются традиционным способом, а потом вывозятся для утилизации и складирования. Материалы-сорбенты заменяются по мере их загрязнения

Внутренние поверхности фильтрационных бассейнов гидроизолируются битумной мастикой, чтобы неочищенные сточные воды не просачивались в грунт и не загрязняли подземные воды. Помимо основной функции, конструкции из габионов защищают откосы и склоны автодорог от поверхностной эрозии.

Все существующие проекты подобного типа выполнены на основе обобщенного опыта прошлых лет и опытных разработок Союздорпроекта и ГП «Росдорнии» и пока не внедряются в повсеместной строительной практике. Причины этого – в недостаточной проработке вопроса и отсутствии единых нормативов для проектирования очистных сооружений для автомобильных дорог.